История костюма 18-20 века.
Русский костюм XVIII
века
Петровская реформа
костюма
По указу Петра I в 1700 г.
дворянам и горожанам было запрещено
ношение старого русского костюма и вместо
него были установлены следующие формы: для
мужчин — короткий прилегающий кафтан и
камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с
пряжками. Для женщин — широкая каркасная
юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с
глубоким декольте.
Таким образом, основные формы европейского
костюма — «платья саксонского,
немецкого или французского» — заменили
древнерусский костюм. Энергичная натура
Петра, активное привлечение им дворянской
молодежи к разнообразной деятельности
обусловили более практичную и простую
форму одежды. Судить о ней можно по
гардеробу Петра I. Например, двубортный
кафтан из двустороннего темно-красного и
зеленого сукна, воротник отложной, широкие
обшлага пристегнуты к рукаву тремя
пуговицами, обтянутыми парчой
Под кафтан надевался камзол из
небеленого холста, вышитый гладью серебром,
с серебряным
и пуговицами, на подкладке из темно-голубого
шелка.
Женских костюмов Петровской эпохи не
сохранилось. В период царствования
Елизаветы, дочери Петра, их характеризует
особая пышность и богатство. Например,
коронационное платье императрицы
Елизаветы на корсете и фижмах было сшито из
серебряного глазета (тонкой парчи) и
украшено золотым позументом. На плечи
надевалась кружевная мантия из серебряных
нитей.
Основные формы и виды
одежды второй половины XVIII века
Мужской костюм.
Основные формы мужского костюма с начала
века и до 70-х гг. изменяются
незначительно: по-прежнему остаются
французский кафтан с прямыми полами,
расширенный книзу за счет жесткой
прокладки, камзол, кюлоты. Однако с каждым
годом возрастают богатство и роскошь
применяемых тканей, отделки, украшений. В
конце 70-х гг. в моде французский и
английский фраки.
Женский костюм.
Так же как и для
мужского костюма, для женского применялись
дорогие привозные ткани с богатой отделкой:
вышивкой (золотыми и серебряными нитями),
драгоценными камнями, тончайшим кружевом,
газом. В 90-е гг. под влиянием моды
эпохи Великой французской революции в
России начинают носить тонкие платья-рубашки
с высокой талией.
Костюм XIX века
Выработка общего типа
городского европейского костюма в начале XIX
века
Развитие моды в XIX в. происходит
очень интенсивно и затрагивает в основном
женскую одежду, в то время как формы
мужского костюма все более стабилизируются.
На первое место выдвигаются его
практичность, целесообразность, строгий
внешний вид. Это объясняется прежде всего
изменившимся образом жизни, новыми
эстетическими идеалами XIX в. и
определенным положением женщины в
буржуазном обществе.
Конструктивное решение
костюма
Начавшееся в XIX в. развитие
массового производства одежды обусловило
развитие техники конструирования одежды.
Сложная и трудоемкая индивидуальная
подгонка изделий по фигуре начинает
постепенно вытесняться более или менее
обобщенными выкройками, в основе которых
лежат математические расчеты.
Распространение моды
Источником распространения моды
оставались журналы мод. Статьи о моде
носили общественно-философский
характер. Во второй половине XIX в.
журналы мод начинают специализироваться,
снабжаться выкройками, давать практические
советы по шитью, раскрою, вязанью, вышивке.
Характер рисунка меняется. Это уже не
простая копия модели, а сознательное
выявление модных акцентов (изгиба силуэта,
покатых плеч, тонкой талии и т. д.).
Появляются первые фотографии моделей.
Важным источником создания и
распространения моды является театр. Игра
популярных актеров вызывает стремление
подражать и их внешнему облику.
Однако показы моделей, публичные
демонстрации мод еще не имели сезонного
характера и проходили на скачках, светских
приемах, театральных премьерах.
На
первую страницу.
Гастелловская
средняя школа