Водная мать.
Давным - давно, в далёкой северной
земле, где ночь, казалось, длится всю зиму
напролёт, вокруг потрескивающего очага
собирались сказители, чтобы разогнать тьму.
Старухи, крутя веретено, говорили о том,
какой была жизнь во времена их
прапрабабушек. Знахари и шаманы с пальцами,
испачканными соком целебных трав, которые
они использовали в своём таинственном деле,
Вспоминали великие подвиги и печали тех
времён, когда жизнь на земле только зарождалась. Чаша с мёдом ходила по кругу, и
каждый, кто брал её, должен был рассказать
или спеть что-то старинное. Удивительными
были эти сказания. Барды помнили всю
историю своего народа, воспевая
приобретённое тяжким трудом мастерство и
опыт, защищающий от невзгод. В давящей
тишине ночи они делались своей мудростью.
Когда смола на сосновых брёвнах
потрёскивала и шипела в пламени, а на тёмном
озере скрипели и стонали большие льдины,
кто-нибудь обязательно просил рассказать
самую первую сказку.
- Расскажи нам ещё раз, - шептали они, - как всё началось. Много ответов было на этот вопрос. Некоторые повествовали о дальних землях и незнакомых людях, сведения о которых можно было найти в тюках со скарбом кочевых племён, коробках торговцев или багаже мародерствующих армий. Другие принадлежали к тому народу, где шёл о них рассказ, и были они такие же древние, как сама земля. По одним легендам, возможно, мир просто вырос из небесного жёлудя и стал раскидистым ветвистым дубом, чьи сильные ветви поддерживали землю, а зелёная листва давала убежище всем живым существам. Другие легенды гласили, что мир был создан искусным мастером - могучим кузнецом, в поте лица работающий в древней кузницы, где горел самый первый огонь. Мастер этот, ловко управляясь с молотом, клещами и мехами, постепенно превратил кипящий хаос в мироздание. Были и другие легенды, повествующие о гигантском яйце непонятного происхождения, из которого появилась земля и все живущие на ней. А у людей, живущих в северных странах, были свои версии возникновения мира, уходящие во времена, когда всё на земле было покрыто льдом. Многие барды с трепетом рассказывали о великой Матери, прародительнице жизни. Окутанная туманом, она носила разные имена и была далека, и близка, как плодородная земля под ногами. Она с любовью дарила жизнь, но несла и смерть. Её ужасный гнев проявлялся в бурях, эпидемиях и землетрясениях, она была капризна, всемогущая, быстра на расправу и про этом великодушна. Может быть, земля сама была её телом, горы - грудь, источающей молоко, как ручьи, питающие море .Весна и лето - сезоны её плодородия, осень и зима - время неприкосновенного покоя, когда она крепко спала, скованная непостижимым сном и равнодушная к страданиям своих детей. А может быть, она всегда была далека от них. Её часто приходилось упрашивать и задабривать - горячим сладким запахом кровавых жертвоприношений или же поклонением высоким камням, безликим широкобедрым статуям и священному огню. Она была многоликой. Она могла появится в облике мудрой старухи, или белоснежной свиньи, или серой кобылы.
В одной старой финской летописи она описывалась как молодая богиня, жившая до начала всех времён. У неё было два имени, чтобы обозначать две фазы её существования, - сначала Воздушная дева, потом Водная мать. Её происхождение было таинственным. Говорили, что это дочь Воздушного Царя. Больше ничего не было известно ни о её отце, ни о его царстве, кроме того, что у него был дворец. Этот дворец парил в небесах над бескрайними водными пространствами; он был спрятан за занавесом из северного сияния, окружён стенной тумана, а крышей ему служила радуга. Во дворце было восемь тысяч комнат, заполненных восемью тысячами видов пустоты, сверкающие окна были обращены в некуда, а коридоры тянулись в бесконечность, встречаясь и переплетаясь, расширяясь и сужаясь, и заканчивались где - то за гранью реальности. Таков был дворец Воздушной Девы. Как она жила, что ела, на каком языке говорила - об этом приходилось только догадываться. Но было известно, что она была такая же беспокойная, как ветер, рыщущий в сверкающих залах дворца. И однажды она прыгнула - или, возможно, упала, или её столкнула какая - то невидимая сила - в огромную дверь или окно, открывающееся в пустоту. Она стремительно падала в бездонную пропасть облаков. Если она кричала, то эхо, должно быть, разносилось по всей Вселенной, ведь она была великаншей огромных размеров. Но потоки воздуха поймали её, как невесомую пушинку, и бережно понесли вниз, к океану. Она упала на пенистые гребни волн, которые поднялись, чтобы поддержать её. Какое - то мгновение она качалась на волнах. Море приподняло её вверх, к ласкам ветра, затем внезапно отбросило в сторону. Но скоро игра ветра с водой превратилась в нечто очень серьёзное. Океан вздыбился сердитыми валами, ветер превратился в буйный вихрь и закрутил волны в водовороте. Две противостоящие стихии яростно боролись за Воздушную Деву, не обращая внимания на её отчаянные крики. Водовороты исчезли, стих шквал ветра. Кругом была лишь тишина. Великанша плыла по волнам; она больше не была девой. Тело её раздулось - это зародилась новая жизнь, зачатая в яростной схватке шторма и моря. Плывя по воде, она ждала, этот мистический плод созреет, и именно с этого момента легенды стали называть её Водная Мать. Она плавала, а кругом был лишь океан. Иногда, чтобы облегчить своё бремя, она переворачивалась и плыла на спине, глядя вверх, где был её старый дом в воздушном царстве. Но дворец не был виден.Если её отец, неуловимый Воздушный царь, и знал о её положении, то он не подавал виду.
Так как Водная Мать была бессмертной богиней, она не могла, да ей и не нужно было, отсчитывать время. Но было установлено, что плавала она по воде, поддерживающей её раздутый живот, примерно семь сот лет. Год за годом, век за веком плыла она сперва на восток, потом на запад, на север, а затем на юг. Иногда она порывисто и без устали гребла против течения, но чаще всего покачивалась на волнах в глубоком трансе, сосредоточив всю энергию и внимание на растущем в её утробе ребёнка. Настал момент, когда она больше не была одна. Невероятная образом, неизвестно откуда - из пустоты или из какой-нибудь волшебной страны, где божества танцуют и творят чудеса, появился крылатый вестник: гигантский чирок, ярко раскрашенный полосами и крапинками. Птица спустилась к самой воде, затем опять поднялся в воздух и снова опустилась, отчаянно ища, где приземлиться. Водная Мать наблюдала за слабыми взмахами птичьих крыльев. Её взгляд встретился со взглядом блестящих глаз-бусинок птицы. Как бы откликаясь на безмолвный призыв птицы, великанша подняла одно колено из воды. Птица описала круг, издала пронзительный крик, а затем опустилась на колено Водной Матери. Чирок был огромен, но даже он казался карликом по сравнению с коленом Водной Матери. Постояв минуту, птица принялась устраиваться и вить гнездо из своих собственных мягких перьев, как бы удовлетворившись наконец найденным местом. Водная Мать плыла и наблюдала. Сначала птица снесла гладкое и сияющие яйцо. Затем появилось второе, такое же золотое, как первое, и такое же круглое, как живот богини. Потом птица снесла третье яйцо , четвёртое, пятое и шестое. Затем, наконец, появилось седьмое, оно отличалось от предыдущих - было тёмным, тяжёлым и сделанным из железа, настолько мрачное и серое, насколько предыдущие были блестящими и сверкающими. Если раньше были сомнения в том, что эта птица появилась из страны, лежащей вне пределов земного царства, то это странное потомство рассеяло сомнения. Чирок распушил перья и сел высиживать яйца на колене Водной Матери. согревая кладку теплом своего тела и защищая её от брызг океана. Неизвестно, какая связь была между птицей и великаншей, но они спокойно переносили общество друг друга и ждали. Затем их покой был нарушен. Кладка яиц сперва была такой же холодной, как и металл, из которого были сделаны. Но птица, сидя на них, стала их согревать. Постепенно яйца разогревались всё больше и больше и вскоре раскалились докрасна, а затем добела обжигая гладкую поверхность колена Водной Матери. Хотя она была богиней, но боль всё же чувствовала. С ревом, потрясшим воздух, она заметалась. Вода вокруг её тела вспенилась, а раскаленные яйца один за одним выскользнули из гнезда и скатились с колена. Когда они достигли поверхности океана, то треснули и раскололись. Водная Мать, поражённая, огляделась вокруг в поисках чирка. Но таинственная птица исчезла. Затем случилось чудо. Расколотые скорлупки стали подниматься из воды, и не пропало ни кусочка скорлупы, ни капли содержимого. Из одной половины мерцающих золотых скорлупок возникла земля, из другой - купол небес, изогнувшийся над ней. Яркий желток засиял солнцем, из белка образовалась Луна, а из оставшихся осколков и крошек возникли звёзды и облака. Тёмные остатки железного яйца превратились в грозовые тучи, затемнявшие небо. И опять поплыла Водная Мать, и её грозное чрево покачивалось на волнах. Но теперь днём её грело солнце. а луна освещала ночью. Успокоившись, она вновь принялась дремать. Бесконечное число раз она встречала восход солнца, и бесконечно его сменяла луна. Нерождённое дитя, как всегда. оставалось внутри неё.
Согреваемая дневным светилом и носимая волнами, управляемыми Луной. Водная Мать почувствовала, что её время пришло. Она последовала примеру птицы- чирка и принялась готовить гнездо для своего отпрыска. Подняв голову, она оглянулась вокруг, протянула массивную руку, и куда указали её могучие пальцы, там поднялись массы, утёсы, побережья и скалы; так бескрайнее море было опоясано берегом. Она вытянула ладонь, и появились песчаные пляжи, за ними дюны, равнины и небольшие округлые холмы, высокие взгорье и башнеобразные горы. Ногтями она нанесла узор на горы, образовав ущелья и перевалы. Закончив работу, великанша нырнула с могучим всплеском, чуть не намочив вновь созданные небеса. Плывя под водой, она творила дно океана, открывала подземные пещеры и гроты, которые будут служить убежищем для маленьких рыб и местом засады для больших, охотящихся на них. Она создавала острова, большие и малые, а также утёсы, поднимающиеся из воды, и подводные рифы - будущую грозу моряков. Наконец она вытащила из морского дна камни и принялась вертеть их в могучих ладонях, чтобы сделать четыре массивные колонны, которые вечно будут поддерживать небо над землёй. Передохнув, она огляделась вокруг и улыбнулась: ей понравилось то, что она увидела. Работа по созданию мира была завершина.
Внезапно она почувствовала сильные толчки в чреве. Ребёнок, которого она так долго носила, становился нетерпеливым. Пришло его время стать частью мира, который создала его мать. Она застонала, когда он стал лягаться и толкаться глубоко внутри неё, колотясь об её кости, как о прутья тюремной решётки. Задыхаясь, она выгнулась дугой, а ребёнок пробивался к свободе и свету. Вокруг была кровь, волны вспенились - затем родовые муки богини прекратились, наступила тьма. Водная Мать посмотрела на море и увидела своего новорождённого сына Вяйнямейнена. Он так долго пребывал внутри неё, что состарился в чреве. С момента рождения он обладал мудростью и длинной седой бородой. Никто не знал, что сказала Водная Мать своему сыну в качестве приветствия. Но точно было известно, что он появился на свет вполне взрослым, не нуждаясь а том, чтобы его нянчили, пеленали, ухаживали за ним и учили его, потому что оставалось ещё много несделанного на земле. Водная Мать сотворила мир, и её сыну предстояло его заселить. Богиня поплыла по волнам, глядя, как её сын Вяйнямейнен напрягал мускулы, оттачивал ум и собирался с силами. Она видела, как он покрывал землю травами и цветущими деревьями, творил луга с копнами сена на них. Он наполнял море рыбами и населял замлю зверями. Он создавал холмистые склоны, покрытые соснами, вересковые пустоши, сажал вишнёвые деревья на влажной земле, можжевельник - на каменистой, рябину - на святой земле, ивы - на болотах, высокие дубы - по берегам рек, а также всю зелень, которая будет давать пищу, топливо и убежище людям в местах их обитания. И он, Вяйнямейнен, сын Водной Матери, будет первым среди них: первым фермером, первым лесником, первым садовником, а прежде всего первым поэтом и сказителем, чтобы сохранить память о начале мира на все времена.